Витебский Техникум

14.08.2019 - 04.09.2020
В Беларуси в начале 20-х годов открываются художественные студии в Могилеве, Витебске, Гомеле, Минске. Центром, вокруг которого группировались белорусские художественные силы, стал Витебск. Здесь на базе мастерской Ю. Пэна была организована народная художественная школа (1918). За время работы система обучения в художественной школе часто менялась, сначала здесь преподавали художники-реалисты, а именно, Ю. Пэн, Н. Добужинский, Ю. Тильберг, затем ключевые позиции заняли художники-авангардисты М. Шагал, К. Малевич, И. Пунин. В 1920 г. народная художественная школа была преобразована в Витебские государственные художественные мастерские во главе с М. Шагал, он пригласил в Витебск художников из Москвы и Петрограда на преподавательскую работу, руководил оргкомитетом по устройству художественного училища и коммунальной мастерской. В школе были спланированы художественно-производственные мастерские для выполнения заданий-заказов, предусмотрено исполнение плакатов, лозунгов, рекламных вывесок. М. Шагал приглашает своего наставника, а именно, Ю. Пэна быть руководителем мастерской в Народном художественном училище, и студия Пэна становится филиалом училища. В мае 1919 г. по приглашению М. Шагала в Витебск из Москвы приезжает Э. Лисицкий и начинает преподавать основы архитектуры, графику и печатное дело. Позднее М. Шагал приглашает в Витебск К. Малевича. Весной 1919 г. в Витебск приехала В. Ермолаева и приступила к работе в качестве руководителя мастерской и заместителя директора училища. В 1921 г. название снова меняется на Витебским художественно-практическим институтом с ректором В. Ярмолаевой. Учебный процесс в Витебском художественно-практическом институте стал осуществляться на основе выработанной К. Малевичем программы, которая начиналась с вводного курса по освоению живописной и скульптурной формы, объема, плоскости, затем предполагала последовательное изучение сезаннизма, кубизма, футуризма, супрематизма. Малевич пропагандировал свой собственный метод творчества, являясь единственным теоретиком и исследователем по вопросам нового искусства. В мае 1922 г. прошёл первый и единственный выпуск в Витебском художественно-практическом институте. Дипломы об окончании получили 11 человек, еще 17 студентов были переведены в высшие художественные учебные заведения Москвы и Петрограда. Выпускниками института стали Т. Бейнарович, супрематист И. Гаврис, Н. Гусев, М. Векслер, Н. Коган, Г. Носков, Н. Суетин, Л. Хидекель, И. Чашник, Л. Юдин, С. Юдовин, в графе специальность большинства выпускников было написано: художник-конструктивист. В начале апреля 1923 г. в институте началась ревизия, в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 г. был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум. Для преподавания различных дисциплин были приглашены художник-реалист М. Керзин, который был назначен новым директором, а также В. Волков, М. Энде, М. Лебедева, В. Хрусталев. Новый директор принял решение перепроверить знания всех бывших студентов и стал единолично решать вопросы организации обучения. М. Керзин был директором техникума до 1932 г., после чего был переведён в Минск. После него директором был назначен В. Вольский. В апреле 1924 г. Витебский техникум получил название Белорусский художественный техникум. В техникуме были созданы отделения живописи и скульптуры, в 1925—1930 гг. первый белорусский художник-керамист Н. Михолап вёл подготовку специалистов на гончарно-керамическом отделении, а также в преподавательский состав входили известные художники, такие как, И. Ахремчик, Л. Лейтман, Ф. Фогт, В. Дежиц, Е. Минин и другие. В 1934 г. техникум был преобразован в училище, в учебный план был дополнен такими дисциплинами, как педагогика и методика преподавания рисования. Первый выпуск училища состоялся в 1938 г. Выпускники техникума известные белорусские живописцы и графики: Е. Зайцева, В. Цвирко, Н. Воронова, А. Гугеля, Р. Кудревич, П. Масленикова, А. Волкова, П. Явича. В настоящее время в помещении бывшего училища размещается Витебская детская художественная школа №1. На выставке представлены работы художников, которые обучались в Витебском техникуме. Моносзон Монас Исаакович (1907-1980 гг.) обучался в Витебском техникуме в 1925-1929 гг., на выставке представлена работа «Минск.1919» (1962 г.). Дурчин Петр Сидорович (1918-1997) обучался в Витебском техникуме в 1934-1937 гг., на выставке представлена работа «Первый снег» (1957 г.). Корженевский Антон Станиславович (1910-1991 гг.) обучался в Витебском техникуме в 1929-1932 гг. на выставке представлены работы «Рыбацкие лодки» (1965 г.) и «Тихая осень» (1988 г.). Жолтак Валерьяна Константиновна (1919-2000 гг.) закончила Витебский техникум в 1939 г., на выставке представлена работа «Партизанский лагерь» (1975 г.). Маслеников Павел Васильевич (1914-1995 гг.) закончил Витебский техникум в 1938 г., на выставке представлены работы «Перелески» (1981 г.) и «Нарочанский край». Явич Петр Максович (1918-2008 гг.) учился в Витебском техникуме в 1934-1938 гг., на выставке представлена работа «Букет» (1953 г.). Пэн Юдель Моисеевич (1854-1937 гг.) наставник Марка Шагала, вёл живописно-рисовальные классы. На выставке представлена работа «Женский портрет».